Тематический модуль "В мире русского языка и культуры"
С 15 по 26 января в нашем детском саду реализовывался тематический модуль «В мире русского языка и культуры» с целью создания условий для формирования речевой активности у детей. В разнообразный и интересный мир русского языка и культуры помог детям отправиться герой Иванушка – Дурачок. Сказочный герой захотел учиться и собрал ранец для школы. Дети помогали Иванушке собирать знания о русском языке, чтобы он успешно учился в школе. На заключительном мероприятии дети поделились своими знаниями с Иванушкой и хором каждая группа прочитала ему стихотворения, а затем помогли ему отправиться его в первый класс! Время пролетело быстро и весело.
Подготовительная группа
Дети подготовительной группы вместе со сказочным героем Иванушкой - дурачком совершили увлекательное путешествие «В мир русского языка и культуры».
Перед детьми возникла проблема: как Иванушке -дурочку помочь научить его быстро запоминать стихи, узнать какие бывают жанры литературы и многое другое, чтобы его взяли в школу. Дети на утреннем круге обсуждали, выдвигали свои идеи.
Через ситуативную беседу «Такие разные сказки», а также игру «Угадай жанр», дети помогли Иванушке многое узнать о видах сказочного жанра. Восстановили страницы книги «Снегурочка», которые вырвала Баба Яга. Дети вспомнили сказку и побывали художниками - иллюстраторами. Рассказали Иванушке о своих любимых сказочных героях, помогли заблудившимся сказочным героям попасть домой. Выкладывали из цветных палочек Кьюзенера сказочных героев, используя схемы. Научили Иванушку с помощью мнемотаблиц быстро запоминать стихи, рассказывать сказку с помощью мнемодорожки.
Дети познакомились с русскими традициями: чаепития, празднования Рождества, Святок.
Презентация «Русские народные промыслы» помогла детям закрепить знания об особенностях различных росписей, о народных умельцах. Полученные знания они применили в своих работах по изобразительному искусству.
На рефлексивном кругу ребята делились своими достижениями, впечатлениями о посещении игротреков.
Дети с удовольствием играли в словесные игры «Цепочка слов», «Наоборот», в народные игры «Горшки», «Ручеек» «Сиди, сиди Яша», «Золотые ворота», показали кукольный спектакль «Теремок». На итоговым мероприятии дружно прочиталихором стихотворение А. Барто «Дело было в январе…»
Старшая группа
В процессе реализации модуля «В мире русского языка и литературы» к детям приходил сказочный герой Иванушка-дурачок. Дети помогали Иванушке, показывали, как они умеют находить звук в словах, придумывали слова на определенный звук, называли слова с противоположным значением. Рассматривали альбом с фотографиями писателей и обложками их произведений. Интересно прошла викторина «Узнай и назови произведение», дети называли стихи и сказки, героев и авторов произведений.Раскрашивали в раскрасках героев из произведений А.Барто, Н.Носова, К.Чуковского, В.Сутеева, С.Михалкова. Принимали участие в хоровом чтении: стихотворение И.Сурикова «Детство».Читали русские народные сказки, сказки о русских богатырях. Познакомились с творчеством сказительницы Воронежской области А.Корольковой, слушали ее сказки.
Рассказывали Иванушке потешки, водили русские народные хороводы, пели песни. Смотрели презентации о филимоновской и дымковской игрушке, расписывали поделки.
Вспоминали русские народные сказки, показывали кукольные спектакли для детей своей группы. Узнавали и называли по мнемотаблицамсказки, пересказывали их.
Средняя группа
На протяжении тематического модуля «В мире русского языка и культуры» ребята средней группы помогали герою русских народных сказок Иванушке – дурачку обучиться грамоте, чтобы пойти учиться в школу. Чтобы Иванушка научился правильно говорить, произносить звуки, дети показывали ему артикуляционные упражнения, играли в словесные и настольные игры «Поймай звук», «Доскажи словечко», «Противоположности». Ребята познакомили Иванушку с творчеством К.Чуковского, читали наизусть полюбившиеся строчки из «Доктора Айболита», «Мойдодыра», а также, вспомнили творчество А.Барто и по желанию рассказали свое любимое произведение этого автора. Дети приняли участие в конкурсе хорового чтения стихотворений, разучив стихотворение Т.Петухова «Снгеговик».
Много нового и интересного дети узнали о традиции русского народа -гостеприимстве, о том, в какие хороводные игры и игрушки играли в старину дети. Ребята рассказали Иванушке об удивительной, исконно русской игрушке – матрешке и с удовольствием разрисовывали наряд русской матрешки с помощью изобразительной технике пластилинографии.
Дети не раз встретились с героями любимых сказок («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Как коза избушку построила» и др.), рисовали полюбившихся героев, лепили из пластилина, сами рассказывали известные им сказки.Ребята самостоятельно пробовали разыгрывать сказку «Колобок», «Красную шапочку», моделировали сказки «Репка», «Теремок» с помощью предметов – заместителей.
Из развивающей презентации малыши узнали, что такое настоящий театр, как артисты готовятся к театрализованному представлению (надевают сценические костюмы, долго репетируют), какие куклы используются в кукольном театре (ростовые, куклы – марионетки, куклы – бибабо и др.).
Разновозрастная группа
В рамках тематического модуля «В мире русского языка и культуры» в разновозрастной группе прошли различные мероприятия, посвященные родному языку и традициям русского народа. Они проходили в форме увлекательной игры, направленной на закрепление в памяти детей уже знакомых произведений, изучение новых. Мы говорили о сказках, детских писателях, рассказывали новые стихи, играли в русские народные игры. Малышам очень понравилось составлять сказки и рассказывать их по картинкам.