Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! (Мария Лангер)
С 7 по 18 ноября в детском саду реализовывался тематический модуль «Моя семья», с цельюсоздания условий для формирования образа Я, семейной принадлежности, уважительного отношения к своей семье.
Детям разновозрастной группы №1 на примере сказки «Репка»дали первоначальные представления о родственных отношениях в семье (дедушка, бабушка, внучка). Затем дети рассказывали о том, кто есть у них в семье, как зовут маму, папу, бабушек, дедушек.Проводили с детьми пальчиковую гимнастику «Семья», играли в игры «Не разбуди маму», «Маленькие помощники».
Рассматривая картинки с семьями животных, закрепляли названияих детенышей и мам. Читали стихотворение «Моя мама», сказку «Волк и семеро козлят». Беседовали с детьми о том, чем занимается каждый член семьи и играли в игру «Кому, что нужно для работы». Дети активно принимали участие в подвижных играх «По ровненькой дорожке», «Вышла курочка гулять» и сюжетно – ролевой игре «Семья».
Младшая группа
Главным на протяжении всего тематического модуля было стимулирование и поддержка речевой активности детей. Малыши с удовольствием рассматривали семейные альбомы с фотографиями, называли и рассказывали о своих родственниках, о том, где они бывали с родителями, к кому из родных ездили в гости. В игровой ситуации «Поможем маме» ребята пробовали помочь маме «сварить» борщ, закрепляя при этом название овощей и употребляя в речи обобщенное понятие «овощи», а также, разучили стихотворение «Мамины помощники», используя методику «Расскажи стихи руками». Рассматривали сюжетные картинки о маме, учились составлять небольшой рассказ. Дети самостоятельно играли в пальчиковые и настольные игры: «Семья», «Дружные пальчики», девочки организовали сюжетно – ролевую игру «Дочки- матери». После ситуативной беседы на тему «Мой дом», малыши строили домики из конструктора, счетных палочек, цветных палочек Кюизенера. Из художественного произведения Воронковой «Маша – растеряша» дети узнали, как важно быть самостоятельными (убирать на место свою одежду), тем самым помогая своей любимой мамочке. Ребята с большим старанием и увлечением раскрашивали рамку для семейных фотографий, лепили угощения для мам и пап, изготавливали (с помощью педагога) подарки мамам к празднику «День матери». На неделе психологии каждое утро дети обращались к радуге настроений, выбирая цвет по душе, что способствовало хорошему психологическому, эмоциональному настрою детей. В различных видах детской деятельности педагоги старались создавать условия для развития дружеских отношений между детьми, умения играть вместе, помогать друг другу.
Средняя группа
Рассматривая семейные альбомы, дети с радостью и гордостью рассказывали о своей семье. Ребята увидели, насколько разными могут быть семьи. У кого - то, большая и шумная, у кого- то, не такая большая, но очень любящая. Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю родителям», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Наши имена и фамилия» помогли малышам осознатьнеобходимость и значимость семьи в жизни каждого человека.
Дети с удовольствием играли вдидактические игры: «Кем быть?», «Сложи картинку», «Определи возраст», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Назови, как тебя дома ласково называют?»
В течение недели прочитали рассказы и стихи о семье, маме, папе, бабушке, дедушке: В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», В. Осеева «Сыновья», Э. Машковская "Про бабушку", «Старый дед и внучек», Л. Толстой «Маша и медведь».
Презентации и беседы об эмоциях, заинтересовали детей, малыши с удовольствием рассказывали о своем настроении, поняли, как эмоции отражают настроение. Детям понравилось определять и рисовать эмоции, какие они испытывали.
Старшая группа
В рамках тематического модуля «Моя семья» формировались представления детей о том, что такое семья, о членах семьи и ее истории.
Домовенок Кузя был главным героем,которому дети рассказывали о своей семье, о традициях и семейных праздниках. Все вместе рассматривали семейные фотографии, выясняли кто, кому и кем приходится, даже доказывали, какую роль имеет семья в жизни каждого человека. Дети с интересом участвовали в опросе и оформлении стенгазеты: «Семья – это…!». С удовольствием и искренностью выражали свои пожелания в плакате «Я желаю своим родителям…». Произведения детской литературы, а именно, рассказы: В. Сухомлинский «Крылья матери», С. Махотин «Воскресенье», А.К. Вестин «Мама, папа, восемь детей и грузовик», помогали детям осознать, какую важную роль играет семья в жизни каждого человека.
Дети с удовольствием и увлечением принимали в участие играх: «Птички и кошка», «Подбери пару», «Учимся говорить комплименты», «Назови ласково», «Передай улыбку по кругу». Самыми интересными и запоминающимися, стали ролевые игры: в семью: мам и пап, дочек и сыновей. Свою семью дети отразили в рисунках. С трепетной нежностью рисовали портреты мам, изготавливали рамочки для фотографий, помогали оформлять стенгазеты. Для домовенка Кузи сделали подарок: посуду и мебель из пластилина.
Для участия в праздникеДень матери наши дети изготавливали поделки для своих мам, разучивали песни, стихи, танцы.
Подготовительная группа
Во время тематической недели «Моя Семья» в нашей группе были проведены различные мероприятия, в которых приняли активное участие не только дети, но и их родители. Они принесли семейные фотографии. Дети рассказали о своих родных.
С дошколятами были проведены беседы «С кем я живу», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем». Дети рассказывали о своей семье, о том, как они проводят время с мамой и папой.
С удовольствием дети участвовали в различных словесных играх: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Подбери слова - действия», рассматривали альбомы с семейными фотографиями, слушали рассказы Н. Носова, В. Драгунского, играли в сюжетно-ролевую игру «Семья», обыгрывали ситуации «Вся семья дома», «Бабушка устала», «Братик плачет» и т.д.
Дети с интересом играли в пальчиковые игры «Дружная семейка», «Как у нас семья», «Детский сад», а затем рисовали свою семью, превратив каждый пальчик в дедушку, бабушку, папу, маму и себя.
Конструировали из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем», каждый называл свой домашний адрес. Дети стали инициаторами выставки детского творчества «Моя семья». Наши воспитанники очень старались! Им пришлось хорошенько потрудиться, чтобы получились замечательные портреты любимых членов семьи.
Какие разные эмоции и чувства человек испытывает, когда он рад или огорчен. Детистарались найти правильное решение в ситуации, когда ближнему плохо, определяли, как могут помочь другу или близкому человеку, как необходимо делится радостью с окружающими. Радуга настроения помогла раскрыть широкую палитру эмоций, как они влияют на самого человека и людей, которые находятся рядом.
В ситуативных беседах, с мультимедийными презентациями рассматривались темы: «Как хорошо иметь друзей», «Вместе весело шагать», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». В «День комплиментов и хороших слов» узнали об истории появления комплиментов, расширили словарный запас новыми и незнакомыми словами. И теперь при общении с друзьями и взрослыми с большим удовольствием и пониманием употребляют комплименты и вежливые слова.
Вся неделя прошла в атмосфере творчества, интереса, познавательной активности.
Дети глубоко прочувствовали тему недели, дали волю фантазии. Любая деятельность, будь то игра или творчество, была наполнена теплом, семейным счастьем, радостью. Дети изображали семейные портреты, инсценировали сюжеты совместного семейного отдыха и труда, создавали интересные композиции из различных материалов. Работы детей удивляли оригинальностью, яркостью, трогательностью, излучали добрый свет и тепло семейного очага.
Разновозрастная группа №2
В гости к детям пришел домовенок Кузя и принес загадки, которые помогли закрепить знания о семье, родственных отношениях.В развивающих ситуациях уточнили, какие обязанности есть у ребят дома, какую помощь они оказывают близким.
С удовольствием рассказывали о своей семье и показывали фотографии, принесенные из дома, а герои кукольного театра помогли узнать, кто такие дядя и тетя, племянник и племянница.
Дети с удовольствием смотрели мультфильмы, слушали сказки, стихи, лепили героев сказки «Семь Семионов – семь братьев». Ко дню Матери сделали подарок мамам - рамку для портрета, который с любовью рисовали. Учились создавать генеалогическое древо, которое помогло детям осознать себя, как частицу своей семьи.
Подвижные и развивающие игры способствовали сплочению детского коллектива, обучению навыкам коллективной самоорганизации, умению вести диалог, делать комплименты товарищу, поднятию настроения детей. «Радуга настроения» помогла проследить динамику настроения детей в течение дня.
Модуль получился интересный, насыщенный, дети получили массу положительных эмоций.